ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Печать

Крашенинникова Н.В.

 

преподаватель иностранных языков

Вопрос о воспитании патриота и гражданина в наше время стоит очень остро. Любому педагогу известно, что патриотизм является самой важной нравственной опорой любого государства и дает необходимый импульс для развития жизнедеятельного общества и формирования гражданской позиции активной личности. Таким образом, патриотическое воспитание – это обязательная и неотъемлемая часть педагогического процесса всех государственных и социальных институтов, таких как школа и семья. В этой связи, учитель выступает как модель настоящего патриота своей Родины и использует весь воспитательный потенциал своей учебной дисциплины.

Каковы же основные задачи патриотического воспитания? Наиболее важными воспитательными целями является формирование у учеников патриотизма и гражданственности, то есть самых важных нравственных и социальных ценностей, способных формировать в них готовности к активной деятельности на пользу общества. Воспитательный потенциал дисциплины «Иностранный язык» необходимо использовать для воспитания своих учеников истинными патриотами и гражданами России.

Воспитательную роль предмета «Иностранный язык» сложно переоценить. Его специфика в том, что ученики те только приобретают определенный набор знаний, но и приобретают коммуникационные навыки, дающие возможности получать новую информацию пользуясь иностранным языком как средством общения.

Изучая культуру, традиции, государственные символы и историю других народов, учащиеся способны сравнить их с реалиями нашей страны. В наше время особенно важно изучать народную культуру, так как этническая культура и традиции стали связующим звеном преемственности разных поколений. Без осознания своей этнокультурной идентичности невозможно формирование у личности любви к своей Родине и народу.

На уроках иностранного языка следует больше внимания уделять таким темам как «Москва – столица нашей Родины», «Символы России», «Герои – земляки», «Достопримечательности России», «Мой родной город» и многие другие.

На средней и старшей ступени обучения формируется у учащихся способность участия в диалоге культур и возможности использовать разговорные навыки на практике при составлении монологических высказываний о родном крае, культуре и традициях.

В результате обучения иностранному языку у учащихся формируются коммуникативные компетенции для речевого общения. Это способствует развитию патриотических убеждений.

На уроках реализуются очень важные задачи: развитие творческой активности учащихся, воспитание чувства гражданской ответственности, расширение кругозора и знакомство с историческим наследием родного края.

В значительной степени саморазвитию учащихся способствует использование на уроках проектной методики. Учащиеся собирают интересный краеведческий материал и оформляют его как творческий проект. Для этого широко используется наглядность и информационные технологии.

В чем эффективность использования проектной методики для реализации целей патриотического воспитания учащихся? Дело в том, что это один из самых действенных способов решения воспитательных и дидактических целей через осуществление подробной проработки проблем, которые в конечном итоге способны дать практический результат. Учащиеся решают значимые практические задачи, связанные с особенностями культуры своего края и всей страны, используя межкультурное взаимодействие.

Используя информационные технологии, учащиеся могут создавать великолепные презентации и снимать фильмы о своем городе, крае и школе на иностранном языке. Наибольшего эффекта можно добиться при общении с носителями иностранных языков. Это позволяет одновременно решать практические задачи и повышать мотивацию для изучения иностранного языка значительно. На таких мероприятиях учащиеся делают доклады о достопримечательностях родного города и проводят небольшие экскурсии по наиболее интересным местам.

Невозможно переоценить значение средств массовой информации для воспитания патриотов. Учащиеся пишут статьи в газеты и журналы о своей краеведческой работе и тех мероприятиях, в которых они участвуют для сохранения природы родного края и исторического наследия. Кроме того, учащиеся выпускают свою локальную газету «Англоман», в которой они освещают все новости о деятельности их молодежной организации в учебном заведении от спортивных соревнований до участия в вахте памяти на 9 мая. Выпуск студенческой газеты дает возможность привлечь как можно больше учащихся в общественно-полезную деятельность. Это дает им возможность почувствовать свою сопричастность в решении общих проблем города и края.

Нельзя не упомянуть о благотворном воздействии при воспитании патриотизма, изучая на уроках иностранного языка жизни и деятельности знаменитых героев-земляков, жизнь которых была посвящена беззаветному служению Родине и которые своим примером продолжают воспитывать подрастающее поколение на служение своему народу и Отечеству.

Новые стандарты преподавания иностранных языков делают основной акцент на развитие коммуникационных умений, с помощью которых учащиеся устанавливают контакт при общении с другими людьми. Это способствует развитию языковых навыков и кругозора в целом. Изучение иностранного языка направлено на формирование «языковой личности» с глубокими национальными корнями.

Для патриотического воспитания в процессе обучения иностранному языку целесообразно использовать разноплановые материалы: исторические, географические и социальные. Здесь приемлемы самые разные формы учебной работы: уроки-экскурсии, конференции, ролевые игры, брейн-ринги, сочинения, аудирование аутентичных текстов, просмотр и обсуждение учебных фильмов на иностранном языке.

Кроме того, очень важна внеурочная деятельность для патриотического воспитания учащихся. Организация внеурочных мероприятий способно поддерживать интерес к предмету и повышать языковую компетенцию. Большой интерес у учащихся вызывают такие мероприятия как неделя иностранного языка, концерты для преподавателей и ветеранов, постановка пьесы,  литературные гостиные, конкурс чтецов на иностранном языке. Традиционны стали выезды театральной студии в местный дом милосердия, где артисты не только выступают с концертной программой перед пожилыми людьми, но и устраивают для них чаепитие.

Важным показателем успешной деятельности учащихся является умение презентовать свою творческую активность, проявляя себя в самых разнообразных видах творчества.

В воспитании патриотизма и толерантного отношения к культуре других народов значимую роль играют интегрированные уроки. Интегрированный урок представляет собой специфичную форму урока, на котором сочетаются несколько различных предметов, взаимосвязанных друг с другом при изучении определенной темы.

Культура включает в себя многие понятия: география страны, история, литература, традиции, обычаи и многое другое. Гражданин и тем более патриот своей страны должен быть способен идентифицировать себя как часть своей родины независимо от национальной и религиозной принадлежности.

Интегрированный урок способен обобщать, дополнять и анализировать сведения по разным дисциплинам. Иностранный язык занимает особое место  среди учебных дисциплин, так как предполагает и осуществляет межкультурную коммуникацию. Более того, язык – это средство общения и одновременно инструмент межкультурного диалога.

Традиционной стала подготовка проекта ко дню победы, к которой ребята собирают материал в течение учебного года. Студенты ведут дневник победы, где они отмечают все мероприятия и добрые дела, в которых они участвовали. Ребята организовывают экспозицию фронтовых вещей, хранящихся в их семьях. В рамках вахты памяти проводится конкурс сочинений на тему «Память сердца». Учащиеся готовят для торжественного митинга доклады и презентации о своих родственниках, которые сражались на фронтах или работали в тылу в годы войны. Кроме того, учащиеся совершают экскурсии по местам боевых событий и встречаются с ветеранами войны, которые являются живыми свидетелями тех событий. Одним из эффективных видов рефлексии после проведения мероприятий является проведение чаепития (tea-time) во время которого обсуждают совместную работу и выражают отношение к событиям.

Несомненно, коммуникативная составляющая дисциплины «иностранный язык» способствует развитию и формированию целостной личности, имеющую твердую гражданскую позицию. Современные технологии, приемы и методы преподавания не только вносят разнообразие в учебный процесс, но и воспитывают в учащихся уважение и любовь к своему Отечеству и народу.

Список литературы

1. Лесняк В.П. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения ж. Педагогика и жизнь №5 – 2006

2. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы. Учебное пособие – М.: ИЦ Март Феникс, 2010Балынин И.В. Образование как приоритетное направление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации // Человек в ХХI веке. Материалы VIII Международной научно-практической конференции преподавателей и студентов. 2013. С. 75-76.

 

3. Балынин И.В. Финансовое обеспечение образования в Российской Федерации в 2008-2020 гг. // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 6. С. 271-276