ГБ ПОУ ВО \

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Е.М.ШИШАЕВА - УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА: ОПЫТ, ПОИСК, РЕШЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ

Печать

 

Педагогическая мастерская урока музыки

Е.М.ШИШАЕВА, преподаватель Юрьев-Польского педагогического колледжа www.yppk.ru

В Юрьев-Польском педагогическом коллед­же при обучении по специальности «Учитель на­чальных классов — учитель музыки» создана система дисциплин музыкального цикла, на­правленная на развитие личности каждого сту­дента, исходя из его запросов и интересов.

В музыкально-педагогической подготовке введен предмет «Музыкальное воспитание», за­дача которого — развитие духовной культуры студентов на основе целостного, художественно-образного постижения музыкального искусства в его социально-нравственной функции. Рассмо­трение музыкального искусства как способа от­ражения действительности и своеобразной фор­мы общественного сознания способствует разви­тию музыкальной грамотности студентов, а так­же особого чувства музыки, помогающего вос­принимать художественное произведение эмо­ционально и грамотно, анализировать его, опи­раясь на общие закономерности музыкального искусства. Предмет предполагает использова­ние ведущих методов музыкального воспитания и организацию усвоения содержания в тех фор­мах общения с музыкой, которые имеют место на уроках в школе. Это позволяет сформировать у студентов представление о школьном уроке как о целостном художественно-педагогическом произведении, стержнем которого является тема, а знания и навыки — средством усвоения содержания.

Профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов музыки связана с поиском новых технологий, позволяющих орга­низовать процесс личностно-ориентированного обучения наиболее эффективно, предоставляя возможность каждому студенту, опираясь на его способности, склонности, ценностные ориента­ции и субъектный опыт, реализовать себя в по­знании, учебной деятельности, учебном поведе­нии.

В процессе поиска мною была обнаружена интересная модель организации учебной дея­тельности - педагогическая мастерская, кото­рая опирается на идеи и принципы французских коллег группы нового образования, суть кото­рых сводится к следующему:

— образование — это деятельность в посто­янном поиске, а не получение готовых знаний и отчет о заученном. Познавать, значит наполнять смыслом, искать, открывать, воображать;

девиз педагогической мастерской – все способны, все равны в способности стать выше того уровня человечности и образованности, на
котором находятся;

каждый имеет право выбора активной или пассивной позиции в процессе деятельности;

отсутствие оценки, соперничества - защи­та права на ошибку;

сочетание индивидуальной и коллектив­ной форм работы, где диалог, общение - глав­ная ценность;

приоритет процесса над результатом твор­ческой деятельности.

Мастерская — это особый способ мышления. Все находятся в творческом поиске. Обязатель­ные условия мастерской: атмосфера открытос­ти, доброжелательности, внимательно выслу­шивается мнение каждого. В мастерской мы обращаемся, прежде всего, к личному опыту студента, к его эмоциям, ассоциациям. Заме­тим, что преподаватель не объясняет материал, а лишь подбрасывает новые темы для размыш­лений и является сотворцом и организатором процесса познания.

Использование педагогической мастерской при преподавании предметов искусства возмож­но, так как принципы мастерской очень близки основной задаче уроков музыки, которую мы определяем как формирование музыкальной культуры студентов через организацию воспри­ятия музыки в разных видах деятельности с эле­ментами творчества в опоре на эмоциональный и жизненный опыт каждого. При этом мы опи­раемся на идеи основоположников современной музыкальной педагогики. Б.Асафьев был убеж­ден, что «музыка, как искусство не существует вне процесса социальной коммуникации, по­скольку она, прежде всего, искусство человече­ского общения». Б.Яворский называл музыку «речью, которая черпает свой материал и зако­ны из той же жизни, проявлением которой она является».

В качестве примера реализации принципов педагогической мастерской на уроке «Музы­кальное воспитание» можно привести занятие, проведенное с группой пятого курса на тему

«Великие наши современники», где в процессе Нормирования музыкально-стилевых представ­лений о творчестве П.И.Чайковского и С.С.Про­кофьева каждый студент находился в поиске своего представления о понятии композиторско­го стиля. Мы не случайно обратились к музыке наших соотечественников, так как их творчество довольно широко представлено в школьной программе и студенты имеют возможность в процессе восприятия музыки интуитивно сопо­ставить стили композиторов.

Начинается занятие с индукции - обраще­ния к личному опыту участников, эмоциональ­ному, жизненному, профессиональному. В мас­терской важно продумать и реализовать необхо­димые условия для проявления творчества, по­этому первый ее этап был построен как практи­ческое занятие по моделированию фрагментов уроков музыки в школе с целью более глубоко­го осознания студентами стилевых особенностей творчества композиторов и попытки как мож­но интереснее донести это до детей. Студенты, которые пожелали занять активную позицию в мастерской, имели возможность продемонстри­ровать свои умения и навыки владения инстру­ментом, дирижирования хором, анализа музы­кальных произведений с использованием меж­предметных связей. В своих мини-уроках ребя­та обращались к поэзии Б.Пастернака, живопи­си И.Левитана и М.Сарьяна.

Следующий этап мастерской - социализация

- работа в группах, обсуждение, анализ. Более активную позицию на этом этапе занимает пре­подаватель, создавая ряд проблемных ситуаций в процессе анализа фрагментов балета Прокофь­ева и симфонической увертюры Чайковского на сюжет трагедии Шекспира «Ромео и Джульет­та», направляя внимание студентов на музы­кальную драматургию произведений, на особен­ности воплощения в музыке философской идеи автора о трагической, но торжествующей люб­ви, на проблему противостояния двух начал в
жизни - любви и ненависти, добра и зла.

Заключительный этап занятия - рефлексия

—  самовыражение, самоанализ. Технология ма­стерской предполагает разнообразие способов самовыражения (слово, пластика, цвет, линия, символ и т.д.). Обращение к образу-символу, ме­тафорическому языку обеспечивает формирова­ние у обучаемых целостной картины мира. Сту­дентам было предложено выразить свое ощуще­ние стиля композиторов графически или симво­лически углем рисовальным на бумаге, а тем, кто пожелает, прокомментировать содержание своих рисунков.

В творческих работах студентов можно заме­тить некоторые закономерности. Стиль Чайков­ского ассоциировался у них с женскими образа­ми, а также с образами скромной русской при­роды; в графическом воплощении наблюдались плавные линии, округлые очертания, напоми­нающие цветы. В рисунках, воплощающих стиль Прокофьева, наблюдались острые очертания, прерывистые линии, образы грозы, яркой молнии на фоне солнца, угловатой спирали, остроконечной звезды. Примечательно, ни в одном рисунке не было трагических нот, напротив, чувствовалось светлое, оптимистичное восприятие музыки обоих композиторов.

В подгруппах студенты определяли стилевые особенности музыки композиторов и пытались сформулировать в двух-трех словах («Судьба в музыке», «Жизнь в мелодиях», «Отношение человека к жизни, выраженное в музыке») определение понятия «Индивидуальный композиторский стиль». Определения, данные студентами, оказались созвучны афоризму Бюффона «Стиль — это человек» и известному мнению музыковеда Медушевского о том, что «Стиль — это не механический набор примет, а живое единство. Композиторский стиль — это интонируемое мироощущение автора».

На вопрос, что дала вам педагогическая мастерская урока музыки в профессиональном и личностном отношении, студенты ответили:

—  возможность открыто выразить свое мнение, без боязни критики и оценки;

—  возможность почувствовать внутренний мир композиторов, их жизненный смысл;

—  понравилась атмосфера сотрудничества, свободы;

—  удалось понять и почувствовать друг друга в процессе самовыражения.

Следует отметить, что ответы у студентов индивидуальны. Каждый из ребят сделал открытие не в области предметных знаний, а в сфере отношений или самопознания, что, намой взгляд, является ценностью в процессе формирования личности.

Педагогическая мастерская урока музыки это модель организации учебной деятельности через диалогическое общение. Такое взаимодействие является одним из основных способов активизации, саморазвития и самоактуализации будущего педагога.

Мастерская урока музыки позволяет реализовать основной принцип личностно-ориентированной педагогики - творческое сотрудничество - процесс взаимодействия между собой обучаемого и обучающего в достижении общей цели, где творческие способности и возможности реализуются наиболее полно. Такое симметричное взаимодействие можно назвать духовным общением. Суть такого общения в том, что общающиеся в результате духовного взаимодействия вырабатывают общие ценности, единые жизненные позиции при том, что каждый из них остается неповторимой индивидуальностью и ценит ее в другом.

Педагогическая мастерская урока музыки как модель организации учебной деятельности студентов создает оптимальные условия для духовно-нравственного саморазвития личности, что, намой взгляд, является основополагающим в процессе формирования профессиональной культуры будущего учителя.

 

 

Баннер

Just when the Seattle Seahawks were getting settled on its shaky offensive line, it's once again their biggest question with the regular season approaching.Russell Wilson looked just fine throwing for 206 yards and two touchdowns in the first half, Jimmy Graham Jerseys and the Seattle Seahawks suffered a significant injury to left tackle George Fant in their 20-13 victory over the Minnesota Vikings on Friday night.Fant suffered a torn ACL in his right knee when he was injured midway through the second quarter. Fant was rolled into by teammate Justin Britt and immediately fell to the turf in Russell Wilson Jerseys pain. The team training staff attended to Fant on the field and placed an air splint around his lower right leg before he was taken away.Seattle coach Pete Carroll said Fant will need surgery and expected to be done for the season."It's heartbreaking. It's so unfortunate for George," Carroll said. "There are other things that follow that but my first thoughts are for George."Fant's injury likely means significant changes for Seattle's offensive line. Luke Joeckel was set Marshawn Lynch Jerseys to be the starting left guard, but may be an option at left tackle with the entire right side of the line still unsettled.Fant took Richard Sherman Jerseys over at left tackle midway through last season and spent the offseason reshaping his body to be stronger going into this season. Earlier this week offensive line coach Tom Cable said Seattle was set on the left side Doug Baldwin Jerseys of the offensive line.Fant's injury overshadowed what was an otherwise solid performance by the Seahawks. Wilson picked apart a Vikings secondary that played without starting cornerback Trey Waynes and safety Andrew Sedenjo, completing 13 of 18 passes. He hit Kasen Williams on a 1-yard touchdown pass and found Mike Davis on a 22-yard catch-and-run TD late in the first half.