ГБ ПОУ ВО \

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Печать

Крашенинникова Н.В.

 

преподаватель иностранных языков

Вопрос о воспитании патриота и гражданина в наше время стоит очень остро. Любому педагогу известно, что патриотизм является самой важной нравственной опорой любого государства и дает необходимый импульс для развития жизнедеятельного общества и формирования гражданской позиции активной личности. Таким образом, патриотическое воспитание – это обязательная и неотъемлемая часть педагогического процесса всех государственных и социальных институтов, таких как школа и семья. В этой связи, учитель выступает как модель настоящего патриота своей Родины и использует весь воспитательный потенциал своей учебной дисциплины.

Каковы же основные задачи патриотического воспитания? Наиболее важными воспитательными целями является формирование у учеников патриотизма и гражданственности, то есть самых важных нравственных и социальных ценностей, способных формировать в них готовности к активной деятельности на пользу общества. Воспитательный потенциал дисциплины «Иностранный язык» необходимо использовать для воспитания своих учеников истинными патриотами и гражданами России.

Воспитательную роль предмета «Иностранный язык» сложно переоценить. Его специфика в том, что ученики те только приобретают определенный набор знаний, но и приобретают коммуникационные навыки, дающие возможности получать новую информацию пользуясь иностранным языком как средством общения.

Изучая культуру, традиции, государственные символы и историю других народов, учащиеся способны сравнить их с реалиями нашей страны. В наше время особенно важно изучать народную культуру, так как этническая культура и традиции стали связующим звеном преемственности разных поколений. Без осознания своей этнокультурной идентичности невозможно формирование у личности любви к своей Родине и народу.

На уроках иностранного языка следует больше внимания уделять таким темам как «Москва – столица нашей Родины», «Символы России», «Герои – земляки», «Достопримечательности России», «Мой родной город» и многие другие.

На средней и старшей ступени обучения формируется у учащихся способность участия в диалоге культур и возможности использовать разговорные навыки на практике при составлении монологических высказываний о родном крае, культуре и традициях.

В результате обучения иностранному языку у учащихся формируются коммуникативные компетенции для речевого общения. Это способствует развитию патриотических убеждений.

На уроках реализуются очень важные задачи: развитие творческой активности учащихся, воспитание чувства гражданской ответственности, расширение кругозора и знакомство с историческим наследием родного края.

В значительной степени саморазвитию учащихся способствует использование на уроках проектной методики. Учащиеся собирают интересный краеведческий материал и оформляют его как творческий проект. Для этого широко используется наглядность и информационные технологии.

В чем эффективность использования проектной методики для реализации целей патриотического воспитания учащихся? Дело в том, что это один из самых действенных способов решения воспитательных и дидактических целей через осуществление подробной проработки проблем, которые в конечном итоге способны дать практический результат. Учащиеся решают значимые практические задачи, связанные с особенностями культуры своего края и всей страны, используя межкультурное взаимодействие.

Используя информационные технологии, учащиеся могут создавать великолепные презентации и снимать фильмы о своем городе, крае и школе на иностранном языке. Наибольшего эффекта можно добиться при общении с носителями иностранных языков. Это позволяет одновременно решать практические задачи и повышать мотивацию для изучения иностранного языка значительно. На таких мероприятиях учащиеся делают доклады о достопримечательностях родного города и проводят небольшие экскурсии по наиболее интересным местам.

Невозможно переоценить значение средств массовой информации для воспитания патриотов. Учащиеся пишут статьи в газеты и журналы о своей краеведческой работе и тех мероприятиях, в которых они участвуют для сохранения природы родного края и исторического наследия. Кроме того, учащиеся выпускают свою локальную газету «Англоман», в которой они освещают все новости о деятельности их молодежной организации в учебном заведении от спортивных соревнований до участия в вахте памяти на 9 мая. Выпуск студенческой газеты дает возможность привлечь как можно больше учащихся в общественно-полезную деятельность. Это дает им возможность почувствовать свою сопричастность в решении общих проблем города и края.

Нельзя не упомянуть о благотворном воздействии при воспитании патриотизма, изучая на уроках иностранного языка жизни и деятельности знаменитых героев-земляков, жизнь которых была посвящена беззаветному служению Родине и которые своим примером продолжают воспитывать подрастающее поколение на служение своему народу и Отечеству.

Новые стандарты преподавания иностранных языков делают основной акцент на развитие коммуникационных умений, с помощью которых учащиеся устанавливают контакт при общении с другими людьми. Это способствует развитию языковых навыков и кругозора в целом. Изучение иностранного языка направлено на формирование «языковой личности» с глубокими национальными корнями.

Для патриотического воспитания в процессе обучения иностранному языку целесообразно использовать разноплановые материалы: исторические, географические и социальные. Здесь приемлемы самые разные формы учебной работы: уроки-экскурсии, конференции, ролевые игры, брейн-ринги, сочинения, аудирование аутентичных текстов, просмотр и обсуждение учебных фильмов на иностранном языке.

Кроме того, очень важна внеурочная деятельность для патриотического воспитания учащихся. Организация внеурочных мероприятий способно поддерживать интерес к предмету и повышать языковую компетенцию. Большой интерес у учащихся вызывают такие мероприятия как неделя иностранного языка, концерты для преподавателей и ветеранов, постановка пьесы,  литературные гостиные, конкурс чтецов на иностранном языке. Традиционны стали выезды театральной студии в местный дом милосердия, где артисты не только выступают с концертной программой перед пожилыми людьми, но и устраивают для них чаепитие.

Важным показателем успешной деятельности учащихся является умение презентовать свою творческую активность, проявляя себя в самых разнообразных видах творчества.

В воспитании патриотизма и толерантного отношения к культуре других народов значимую роль играют интегрированные уроки. Интегрированный урок представляет собой специфичную форму урока, на котором сочетаются несколько различных предметов, взаимосвязанных друг с другом при изучении определенной темы.

Культура включает в себя многие понятия: география страны, история, литература, традиции, обычаи и многое другое. Гражданин и тем более патриот своей страны должен быть способен идентифицировать себя как часть своей родины независимо от национальной и религиозной принадлежности.

Интегрированный урок способен обобщать, дополнять и анализировать сведения по разным дисциплинам. Иностранный язык занимает особое место  среди учебных дисциплин, так как предполагает и осуществляет межкультурную коммуникацию. Более того, язык – это средство общения и одновременно инструмент межкультурного диалога.

Традиционной стала подготовка проекта ко дню победы, к которой ребята собирают материал в течение учебного года. Студенты ведут дневник победы, где они отмечают все мероприятия и добрые дела, в которых они участвовали. Ребята организовывают экспозицию фронтовых вещей, хранящихся в их семьях. В рамках вахты памяти проводится конкурс сочинений на тему «Память сердца». Учащиеся готовят для торжественного митинга доклады и презентации о своих родственниках, которые сражались на фронтах или работали в тылу в годы войны. Кроме того, учащиеся совершают экскурсии по местам боевых событий и встречаются с ветеранами войны, которые являются живыми свидетелями тех событий. Одним из эффективных видов рефлексии после проведения мероприятий является проведение чаепития (tea-time) во время которого обсуждают совместную работу и выражают отношение к событиям.

Несомненно, коммуникативная составляющая дисциплины «иностранный язык» способствует развитию и формированию целостной личности, имеющую твердую гражданскую позицию. Современные технологии, приемы и методы преподавания не только вносят разнообразие в учебный процесс, но и воспитывают в учащихся уважение и любовь к своему Отечеству и народу.

Список литературы

1. Лесняк В.П. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения ж. Педагогика и жизнь №5 – 2006

2. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы. Учебное пособие – М.: ИЦ Март Феникс, 2010Балынин И.В. Образование как приоритетное направление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации // Человек в ХХI веке. Материалы VIII Международной научно-практической конференции преподавателей и студентов. 2013. С. 75-76.

 

3. Балынин И.В. Финансовое обеспечение образования в Российской Федерации в 2008-2020 гг. // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 6. С. 271-276

 

Just when the Seattle Seahawks were getting settled on its shaky offensive line, it's once again their biggest question with the regular season approaching.Russell Wilson looked just fine throwing for 206 yards and two touchdowns in the first half, Jimmy Graham Jerseys and the Seattle Seahawks suffered a significant injury to left tackle George Fant in their 20-13 victory over the Minnesota Vikings on Friday night.Fant suffered a torn ACL in his right knee when he was injured midway through the second quarter. Fant was rolled into by teammate Justin Britt and immediately fell to the turf in Russell Wilson Jerseys pain. The team training staff attended to Fant on the field and placed an air splint around his lower right leg before he was taken away.Seattle coach Pete Carroll said Fant will need surgery and expected to be done for the season."It's heartbreaking. It's so unfortunate for George," Carroll said. "There are other things that follow that but my first thoughts are for George."Fant's injury likely means significant changes for Seattle's offensive line. Luke Joeckel was set Marshawn Lynch Jerseys to be the starting left guard, but may be an option at left tackle with the entire right side of the line still unsettled.Fant took Richard Sherman Jerseys over at left tackle midway through last season and spent the offseason reshaping his body to be stronger going into this season. Earlier this week offensive line coach Tom Cable said Seattle was set on the left side Doug Baldwin Jerseys of the offensive line.Fant's injury overshadowed what was an otherwise solid performance by the Seahawks. Wilson picked apart a Vikings secondary that played without starting cornerback Trey Waynes and safety Andrew Sedenjo, completing 13 of 18 passes. He hit Kasen Williams on a 1-yard touchdown pass and found Mike Davis on a 22-yard catch-and-run TD late in the first half.