ГБ ПОУ ВО \

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Мастер 2016 (3)

Печать

Государственное бюджетное образовательное  учреждение

среднего профессионального образования Владимирской области

«Юрьев – Польский индустриально-гуманитарный колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

на тему:

«Применение инновационных технологий

в формировании профессиональных компетенций

квалифицированных будущих рабочих, служащих»

2014

Методический доклад составлен  на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего  профессионального образования 19.01.17 (260807.01) Повар, кондитер

Автор: Пылаева Л.А. -   мастер производственного обучения высшей квалификационной категории  ГБОУ СПО ВО «ЮПИГК»

Рассмотрена на заседании

предметно-цикловой комиссии

мастеров производственного обучения

и преподавателей специальных дисциплин.

Протокол №     от                     2014 года

Председатель                           Сидорова М.П.

Утверждаю

Заместитель директора по УМР

______________ И.Н. Скрябина

Образование – это индустрия,

направленная в будущее.

С.П. Капица

Развитие  –  неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя  способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем  самым постоянно развивается.

Образование должно быть доступным, качественным, эффективным. Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью. Изучение инновационного опыта показывает, что большинство нововведений посвящены разработке технологий.

В последние десятилетия в педагогической практике начали широко применяться различные образовательные технологии, хотя мысль о технологизации процесса обучения высказывал ещё Я.А. Коменский почти 400 лет назад. Он призывал сделать обучение «техническим», т.е. таким, чтобы всё, чему учат, имело успех.

Образовательные технологии дают широкие возможности дифференциации и индивидуализации учебной деятельности, способствуют повышению эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса - это подготовка высококвалифицированных специалистов:

· имеющих фундаментальные и прикладные знания;

· способных успешно осваивать новые, профессиональные и управленческие области, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия;

· обладающих высокими нравственными и гражданскими качествами в условиях инновационного образовательного пространства.

В современных динамичных социально-культурных условиях при возрастающем спросе на качество профессионального образования определяются основные приоритеты функционирования образовательных систем:

- развитие конкурентоспособности и профессиональной мобильности будущих специалистов;

- формирование готовности обучающихся к постоянному совершенствованию и непрерывному образованию;

- совершенствование умений работать самостоятельно, а также в команде в условиях конкурентной среды;

- развитие креативности и критического мышления.

Необходимость внесения инновационных изменений в профессиональную подготовку обучающихся обусловлена тем, что сегодня от будущих руководителей и работников требуются не только глубокие знания, но и умение в быстроменяющейся ситуации приобретать новые знания и использовать их для проектирования собственной деятельности и деятельности подчиненных. Все это диктует необходимость поиска наиболее эффективных форм, методов и технологий обучения, комплексного подхода к формированию профессиональной компетентности современного рабочего.

В общем смысле мотивации – это процесс побуждения себя и других к продуктивной деятельности для достижения личных целей и целей коллектива.

Профессиональное обучение - это управляемый педагогический процесс познания определенной профессионально-трудовой области, организованный способ получения систематического профессионального образования. Процесс профессионального обучения призван осуществлять три взаимосвязанные функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Все эти функции педагогического процесса тесно связаны и взаимозависимы.

Функции.

Содержание функции:

1. Образовательная: формирование профессионально-технических знаний, умений и навыков; повышение профессиональной компетентности. Формирование опыта квалифицированного выполнения профессиональной деятельности

2. Воспитательная: формирование профессиональной направленности личности обучающихся: потребности в профессиональном труде, устойчивых положительных мотивов труда, склонности и интереса к профессиональной деятельности. Воспитание профессионально важных качеств личности: самостоятельности, способности принимать решения, творческого подхода к любому делу, умения постоянно учиться, способности к сотрудничеству, социальной и профессиональной ответственности

3. Развивающая:  психическое развитие личности обучающихся – сенсомоторного, интеллектуального и эмоционально-психологического потенциала, формирование квалификаций, прогнозирование профессионального роста

Можно выделить специфические особенности процесса профессионального обучения:

ü ориентированность на получение конкретной профессии, определяющая мотивы учения и повышенный интерес к специальным предметам и профессиональному обучению;

ü общая прикладная направленность образовательного процесса, вооружающая обучающихся умением применять полученные знания для решения практических задач;

ü преподаватели и мастера профессионального обучения, в совершенстве владеющие своим предметом, являются учителями профессии, воспитателями и наставниками обучающихся;

ü особое значение в общем процессе подготовки квалифицированных кадров имеет производственное обучение как составная часть образовательного процесса, имеющая свои специфические (по сравнению с теоретическим обучением) цели и задачи, а также содержание, средства, методы и формы;

ü важным средством профессионального обучения является производительный труд, подчиненный решению образовательных задач;

ü специфической особенностью процесса профессионального обучения является сочетание обучения в специально организованных условиях и в условиях производства.

Слово «технология», образованное от латинских слов «технос» - искусство, мастерство, ремесло и «логос» - наука. Новые требования общества к уровню профессионализма предполагают и так называемые инновационные технологии в профессиональном образовании. К ним можно отнести:

· практико – ориентированное обучение;

· проблемное обучение;

· блочно-модульное обучение;

· метод проектов;

· кейс - технология;

· метод «Портфолио»;

· тестовые формы контроля знаний;

· технологии развивающего обучения;

· игровые технологии;

· информационно-компьютерные технологии;

· дистанционные технологии обучение

Когда конечный результат определяется количеством и качеством освоенных профессиональных компетенций, технологизированный подход к обучению является наиболее актуальным. Деятельность мастера производственного обучения требует владения всё большим количеством технологий.

Рассмотрим инновационные технологии, применяемые в нашем учебном заведении.

Применение практико-ориентированных технологий повышает интерес у обучающихся интерес к обучению, увеличивает мотивацию за счёт сочетания новых и традиционных методов обучения.

Сущность данной образовательной технологии вытекает из её названия и включает следующие аспекты:

- формирование профессиональных компетенций обучающихся;

- перенос обучения на рабочие места.

Целями практико-ориентированного обучения являются:

- обеспечение возможности применить теоретические знания на практике и пополнение их;

- решение задачи профессионального самоопределения обучающихся;

- развитие познавательных потребностей.

Практико-ориентированное содержание учебного материала позволяет приблизить обучение к жизни, выбранной профессии, учесть жизненный опыт, поднимая таким образом уровень познавательного интереса. Этот метод широко применяется в подготовке поваров, кондитеров и продавцов, контролёров кассиров, так как производственное обучение и учебная практика проходят непосредственно на рабочих местах этих профессий в реальных условиях производства. И здесь обучающиеся отрабатывают профессиональные навыки.

Технология  проектного обучения рассматривается как гибкая модель организации учебного процесса в профессиональной школе, ориентированная на творческую самореализацию личности обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг. Результатом проектной деятельности являются учебные творческие проекты. Эта технология широко применяется нашими портными и поварами, кондитерами на протяжении нескольких лет. Итоговая государственная аттестация по этим профессиям проходит в форме защиты творческого проекта. Каждый обучающийся разрабатывает творческий проект, состоящий из пояснительной  записки и самого изделия, которое изготавливают обучающиеся к итоговой государственной аттестации:  у портных - это швейное изделие, у поваров, кондитеров – блюда.

В пояснительной записке  отражаются:

•  выбор и обоснование темы проекта;

•  описание этапов конструирования объекта;

выбор материала для объекта, дизайн-анализ;

технологическая последовательность изготовления изделия, графические материалы;

•  подбор инструментов, оборудования и  организация рабочего места;

•  охрана труда и техника безопасности при выполнении работ;

•  экономическое и экологическое  обоснование проекта и его  реклама;

•  использованные источники информации;

•  приложение (эскизы, схемы, технологическая  документация).

К проектируемому изделию предъявляются  такие требования, как технологичность, экономичность, экологичность, безопасность, эргономичность, эстетичность и др. Технология  проектного обучения способствует созданию педагогических условий для развития креативных способностей и качеств  личности обучающегося, которые нужны  ему для творческой деятельности, независимо от будущей конкретной профессии.

Для формирования инновационно-методического опыта целесообразно применять метод «портфолио». «Портфолио»  - это целенаправленная коллекция работ обучающихся, которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более областях» (Д. Мейер).

Создание «портфолио» является неотъемлемой частью внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, как показатель освоения общих и профессиональных компетенций для оценки уровня подготовки будущих рабочих и специалистов. Каждый обучающийся оформляет своё «портфолио», в которое собираются все зачётные и творческие работы, результаты контроля знаний, благодарности, грамоты, дипломы за достигнутые успехи в учебной и внеклассной деятельности. «Портфолио» даёт возможность наблюдать профессиональный рост, формировать мотивации, развивать индивидуально-личностные и профессиональные качества, а также оценивать развитие успехов обучающихся. Отличительной особенностью «портфолио» является его личностно-ориентированный характер.

К инновационным технологиям относят применение на занятиях тестирования. Тест - стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях, навыках. Тесты на проверку качества усвоения и применения профессиональных знаний в зависимости от цели их применения разрабатываются для различных уровней усвоения, каждый из которых ориентировочно соответствует определённому этапу производственного обучения или учебной практики.

Тестовый контроль знаний и умений наиболее широко применяется на вводном инструктаже при актуализации знаний для проверки ранее изученного и отработанного, удобен при проведении поэтапной аттестации обучающихся на определённый уровень квалификации. Для определения уровня теоретической подготовки обучающиеся проходят тестирование, а для выявления практических навыков повара готовят блюдо, портные - изделие по темам пройденной программы. Также для контроля знаний обучающихся используются графические и технические диктанты.

Одним из методов технологий интерактивного обучения являются семинары-диспуты, которые предполагают коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей её достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умения вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Последним примером может служить семинар на тему: «Что мы едим?», который прошёл в рамках декадника по профессии «Повар, кондитер» в ноябре  месяце. Выступающие подготовили презентации и доклады по теме. Участники семинары активно обсуждали выступления, ведь тема семинара актуальна, затрагивает здоровьесберегающие технологии. При проведении семинара использовался мультимедийный проектор. Все присутствующие получили интересную и полезную информацию: из чего состоят продукты, что мы едим, как правильно питаться?

Человек от рождения талантлив, и задача педагога состоит в том, чтобы не загубить этот талант и привести ученика в мир творчества, снабдив его определёнными знаниями. Среди множества путей воспитания интереса к обучению одним из наиболее эффективных является организация игровой деятельности.

Любая игра должна способствовать решению основной учебной задачи урока - закреплению знаний, лучшему усвоению определённых навыков работы, приближению обучающегося к уровню творческого решения задач и т.д. Только в таком случае игра называется обучающим элементом урока.

Элементы игровых технологий применяются на уроках спецдисциплин, производственного обучения. Обучающиеся на уроках и в качестве домашнего задания составляют кроссворды по различным темам программы, которые впоследствии используются для закрепления пройденного материала, кроссворды по профессиональным терминам. Игра «Товароведное домино» служит для закрепления тем «Плоды» и «Овощи».

Особенно широко распространены игровые элементы на конкурсах профессионального мастерства и внеклассных мероприятиях, где должен быть элемент соревнования между командами или отдельными обучающимися. А завоевание победы или какой-либо выигрыш сильно побуждает к дальнейшим действиям. Притом не всегда в конкурсах побеждают хорошо успевающие обучающиеся. Зачастую много сноровки, терпения, настойчивости проявляют в игре те, у кого этих качеств не хватает для систематического приготовления уроков. Игра должна быть доступной и привлекательной.

Дидактическая игра выступает важным педагогическим средством активизации процесса обучения в профессиональной школе. В процессе дидактической игры обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие.

Не внедрять информационные технологии - это значит отстать от быстрого, экспрессивного и жёсткого развития прогресса.

Внедрение информационно-коммуникативных технологий в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания обучающихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте).

Компьютерные  технологии обучения - это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера. К настоящему времени наибольшее распространение получили такие технологические направления, в которых компьютер является:

•  средством для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;

• средством информационной поддержки учебных процессов  как дополнительный источник информации;

• средством для определения уровня знаний и  контроля за освоением учебного материала;

• универсальным тренажером для приобретения навыков практического применения знаний;

•  одним из важнейших  элементов  в  будущей  профессиональной деятельности обучаемого.

Наличие компьютерных классов в нашем колледже позволяет педагогам применять информационные технологии как при проведении уроков теоретического и производственного обучения, так и при организации внеурочной деятельности обучающихся.

Направления применения информационных технологий:

- использование видеороликов - учебный видеофильм является уникальным средством подачи производственной хроники,

- создание обучающимися презентаций для закрепления изученного материала и развития творческого мышления. Преимущества презентаций состоят в том, что с их помощью урок становится наглядным, информация, произведённая на слайдах, воспринимается быстро и легко, повышается качество обучения. Компьютерные презентации - один из приёмов, позволяющих сделать учебный материал ярким и убедительным. Обучающиеся самостоятельно создают презентации в качестве домашнего задания, для закрепления изученного материала, развития творческого мышления.

В последние годы итоговая государственная аттестация проходит с использованием мультимедийных проекторов и интерактивной доски. Будущие повара готовят презентации по теме своей квалификационной работы. Сейчас создана большая картотека презентаций практически по всем ВКР,

- использование электронных наглядных пособий, электронных учебников при изучении различных тем программы, например, «Холодные блюда», «Закуски», «Соусы», «Первые блюда», «Приготовление изделий из теста», «Приготовление сладких блюд, напитков» и др.

- широкое использование графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий). Применение графических иллюстраций  в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание,

- использование компьютеров для составления калькуляционных карт при подготовке поваров,

- использование компьютера во внеурочной деятельности. При проведении конкурсов профессионального мастерства у поваров широко применяются технологии мультимедиа: участники конкурса представляют свою визитку, а также конкурсное задание в виде презентации. Мастер – классы у поваров проводятся с помощью документ-камеры, когда все операции по технологии приготовления выводятся на экран.

Практика показывает, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности для творчества как педагога, так и обучающихся, повышает интерес обучающихся к предмету, своей профессии, стимулирует освоение обучающимися довольно серьёзных тем, что в конечном итоге ведёт к интенсификации процесса обучения.

В современных экономических условиях каждый выпускник должен обладать высоким мастерством, что позволит ему быть конкурентноспособным на рынке труда. Профессионализм обеспечит высокую мобильность специалиста, способность оперативно осваивать новшества, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, способность самостоятельно выбирать сферу деятельности, принимать ответственные решения и обеспечивать процессы саморазвития. Главным элементом профессионализма на сегодняшний день становится не объём получаемой информации, а умение творчески усваивать и использовать её. «Самостоятельные мысли вытекают из самостоятельно приобретённых знаний», - говорил К.Д. Ушинский. В наше время как никогда нужны инициативные, решительные, смелые, творчески работающие личности.

В завершение можно сделать вывод, что:

эффективность образовательного процесса в значительной степени определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией современных технологий обучения;

выбор технологии обучения определяется рядом факторов: содержанием учебной дисциплины, средствами обучения, оснащенностью учебного процесса, составом обучающихся и уровнем профессионально-педагогической культуры преподавателя.

 

Баннер

Just when the Seattle Seahawks were getting settled on its shaky offensive line, it's once again their biggest question with the regular season approaching.Russell Wilson looked just fine throwing for 206 yards and two touchdowns in the first half, Jimmy Graham Jerseys and the Seattle Seahawks suffered a significant injury to left tackle George Fant in their 20-13 victory over the Minnesota Vikings on Friday night.Fant suffered a torn ACL in his right knee when he was injured midway through the second quarter. Fant was rolled into by teammate Justin Britt and immediately fell to the turf in Russell Wilson Jerseys pain. The team training staff attended to Fant on the field and placed an air splint around his lower right leg before he was taken away.Seattle coach Pete Carroll said Fant will need surgery and expected to be done for the season."It's heartbreaking. It's so unfortunate for George," Carroll said. "There are other things that follow that but my first thoughts are for George."Fant's injury likely means significant changes for Seattle's offensive line. Luke Joeckel was set Marshawn Lynch Jerseys to be the starting left guard, but may be an option at left tackle with the entire right side of the line still unsettled.Fant took Richard Sherman Jerseys over at left tackle midway through last season and spent the offseason reshaping his body to be stronger going into this season. Earlier this week offensive line coach Tom Cable said Seattle was set on the left side Doug Baldwin Jerseys of the offensive line.Fant's injury overshadowed what was an otherwise solid performance by the Seahawks. Wilson picked apart a Vikings secondary that played without starting cornerback Trey Waynes and safety Andrew Sedenjo, completing 13 of 18 passes. He hit Kasen Williams on a 1-yard touchdown pass and found Mike Davis on a 22-yard catch-and-run TD late in the first half.