ГБ ПОУ ВО \

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Е.М. ШИШАЕВА -ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ УРОКА МУЗЫКИ КАК МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Печать

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ УРОКА МУЗЫКИ КАК МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Е.М. ШИШАЕВА, преподаватель музыки

Юрьев – Польского педагогического колледжа

Современная гуманистическая концепция в педагогике предусматривает очеловечивание всей системы образования через реализацию личностно-ориентированного подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Образование из способа обучения и просвещения индивида должно перерасти в способ развития его культуры, формирования в нем образа мира, человека в этом мире и человечности в себе самом, которая немыслима без духовности. Важная роль в реа­лизации личностно-ориентированного подхода в образовании принадлежит пред­метам искусства, направленным, прежде всего, на духовно-нравственное воспита­ние личности. Введение новой технологии обучения по специальности «Учитель начальных классов - учитель музыки» в Юрьев-Польском педагогическом кол­ледже позволила создать систему дисциплин музыкального цикла, направленную на развитие личности каждого студента, исходя из его запросов и интересов. Таким образом, в условиях колледжа образовалась культурная среда, обеспечивающая свободное творческое развитие профессиональных задатков, способностей и умений будущих учителей.

В системе музыкально-педагогической подготовки, наряду с традиционными дисциплинами введен предмет «Музыкальное воспитание», задача которого - развитие духовной культуры студентов на основе целостного, художественно-образного пости­жения музыкального искусства в его социально-нравственной функции. Рассмотре­ние музыкального искусства как способа отражения действительности и своеобраз­ной формы общественного сознания способствует развитию музыкальной грамот­ности студентов, а также особого чувства музыки, помогающего воспринимать художественное произведение эмоционально и грамотно, анализировать его, опи­раясь на общие закономерности музыкального искусства. Данный курс предполага­ет использование ведущих методов музыкального воспитания и организацию ус­воения содержания предмета в тех формах общения с музыкой, которые имеют ме­сто на уроках в школе. Это позволяет сформировать у студентов представление о школьном уроке, как о целостном художественно-педагогическом произведении, стержнем которого является тема, а знания и навыки - средством усвоения содержа­ния.

Профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов - музыки связана с поиском новых технологий, позволяющих организовать процесс личностно-ориентированного обучения наиболее эффективно, предоставляя возмож­ность каждому студенту, опираясь на его способности, склонности, ценностные ориентации и субъектный опыт, реализовать себя в познании, учебной деятельно­сти, учебном поведении. В процессе поиска мною была обнаружена интересная модель организации учебной деятельности - педагогическая мастерская, которая опирается на идеи и принципы французских коллег группы нового образования, суть которых сводится к следующему:

- Образование - это деятельность в постоянном поиске, а не получение готовых знаний и отчет о заученном. Познавать — значит не учиться, а "наполнять смыслом, искать, открывать, воображать".

- Девиз педагогической мастерской - "все способны", все равны в способности стать выше того уровня человечности и образованности на котором находятся.

- Каждый имеет право выбора активной или пассивной позиции в процессе дея­тельности.

- Отсутствие оценки, соперничества, защита права на ошибку.

- Сочетание индивидуальной и коллективной форм работы, где диалог, общение – главная ценность.

- Приоритет процесса над результатом творческой деятельности. Мастерская – это особый способ мышления. Все находятся в творческом поиске. Обязательные условия мастерской - атмосфера открытости, доброжелательности. Здесь внима­тельно выслушивается мнение каждого. В Мастерской мы обращаемся, прежде всего, к личному опыту студента, его эмоциям, ассоциациям. Заметим, что учитель не объясняет материал, а лишь подбрасывает новые темы для размышлений и является сотворцом и организатором процесса познания.

Использование педагогической мастерской в преподавании предметов искусства возможно, т.к. принципы мастерской очень близки основной задаче уроков музыки, которую мы определяем как формирование музыкальной культуры студентов через организацию восприятия музыки в разных видах деятельности с элементами творчества в опоре на эмоциональный и жизненный опыт каждого. При этом мы опираемся на идеи основоположников современной музыкальной педагогики. Б.Асафьев был убежден, что «музыка, как искусство не существует вне процесса социальной коммуникации, поскольку она, прежде всего, искусство человеческого общения». Б.Яворский называл музыку «речью, которая черпает свой материал и законы из той же жизни, проявлением которой она является».

В качестве примера реализации принципов педагогической мастерской на уроке «Музыкальное воспитание» можно привести занятие, проведенное с группой пятого курса на тему «Великие наши современники», где в процессе формирования музыкально-стилевых представлений о творчестве П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева каждый студент находился в поиске своего представления о понятии композиторского стиля. Мы не случайно обратились к музыке наших соотечественников, так как их творчество довольно широко представлено в школьной программе и студенты имеют возможность в процессе вос­приятия музыки интуитивно сопоставить стили композиторов.

Начинается занятие с индукции - обращения к личному опыту участников, эмоциональному, жизненному, профессиональному. В Мастерской важно продумать и реализовать необходимые условия для проявления творчества, поэтому первый ее этап был построен как практическое занятие по моделированию фраг­ментов уроков музыки в школе с целью более глубокого осознания студентами стилевых особенностей творчества композиторов и попытки как можно интерес­нее донести это до детей. Студенты, которые пожелали занять активную пози­цию в Мастерской, имели возможность продемонстрировать свои умения и на­выки владения инструментом, дирижирования хором, анализа музыкальных про­изведений с использованием межпредметных связей. В своих мини-уроках сту­денты обращались к поэзии Пастернака, живописи И.Левитана и М.Сарьяна.

Следующий этап Мастерской - социализация - работа в группах, обсужде­ние, анализ. Более активную позицию на этом этапе занял преподаватель, создав ряд проблемных ситуаций в процессе анализа фрагментов балета Прокофьева и симфонической увертюры Чайковского на сюжет трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта", направляя внимание студентов на музыкальную драматургию про­изведений, на особенности воплощения в музыке философской идеи автора о тра­гической, но торжествующей любви, на проблему противостояния двух начал в жиз­ни - любви и ненависти, Добра и Зла. Заключительный этап занятия - рефлексия - самовыражение, самоанализ. Тех­нология Мастерской предполагает разнообразие способов самовыражения (слово, пластика, цвет, линия, символ и т.д.). Обращение к образу - символу, метафориче­скому языку обеспечивает формирование у учащихся целостной картины мира. Студентам было предложено выразить свое ощущение стиля обоих композиторов графически или символически углем рисовальным на бумаге, а тем, кто пожела­ет, прокомментировать содержание своих рисунков.

В творческих работах студентов можно было заметить некоторые законо­мерности. Стиль Чайковского ассоциировался у них с женскими образами, а также с образами скромной русской природы; в графическом воплощении на­блюдались плавные линии, округлые очертания, напоминающие цветы. В рисунках, воплощающих стиль Прокофьева, наблюдались острые очертания, прерывистые линии, образы грозы, яркой молнии на фоне солнца, угловатой спирали, остроко­нечной звезды, но ни в одном рисунке не было трагических нот, чувствовалось светлое, оптимистичное восприятие музыки обоих композиторов. Затем в под­группах студенты определяли стилевые особенности их музыки и пытались сформулировать в двух-трех словах определение понятия «индивидуальный компо­зиторский стиль», как «Судьба в музыке», «Жизнь в мелодиях», «Отношение чело­века к жизни, выраженное в музыке». Определения, данные студентами оказались созвучны афоризму Бюффона «Стиль - это человек» и известному мнению музы­коведа Медушевского о том, что «Стиль - это не механический набор примет, а живое единство. Композиторский стиль - это интонируемое мироощущение авто­ра». Каждая Мастерская заканчивается самооценкой, с последующей самокоррек­цией, ведь ее закон - безоценочность суждений, поэтому каждый участник, включая учителя, решает для себя сам, в чем он успешен, а в чем чувствует свою слабость. На вопрос, что дала Вам педагогическая мастерская урока музы­ки в профессиональном и личном отношении, студенты отвечали:

- возможность открыто выразить свое мнение, без боязни критики и оценки;

- мастерская помогла почувствовать внутренний мир композиторов, их жизненный смысл;

- понравилась атмосфера сотрудничества, свободы;

- мастерская помогла нам понять и почувствовать друг друга в процессе самовы­ражения.

Следует заметить, что результат принципиально отличается от обычного урочного - одного на всех, здесь он у каждого свой. И возможно, сегодня студент сделал открытие не в области предметных знаний, а в области отношений или самопознания, что, на мой взгляд, является ценностью в процессе формирования личности.

Педагогическая мастерская урока музыки, как модель организации учебной деятельности через диалогическое общение, т.е. совместное обсуждение проблемы, когда активность направлена на предмет общения, а не на личность одного из участ­ников, способствует развитию субъектного опыта студентов. Такое взаимодействие является одним из основных способов активизации, саморазвития и самоактуали­зации будущего педагога.

Мастерская урока музыки позволяет реализовать основной принцип личностно-ориентированной педагогики - творческое сотрудничество - процесс взаимо­действия между собой учащихся и учителя в достижении общей цели, где творче­ские способности и возможности реализуются наиболее полно. Такое «симмет­ричное взаимодействие» можно назвать духовным общением, считает ученый Ко­ган. «Суть такого общения в том, чтобы общающиеся в результате духовного взаимодействия выработали общие ценности, единые жизненные позиции, при том, что каждый из них остается неповторимой индивидуальностью и ценит ее в дру­гом».

Таким образом, педагогическая мастерская урока музыки как модель органи­зации учебной деятельности студентов создает оптимальные условия для духовно-нравственного саморазвития личности, что, на мой взгляд, является основопола­гающим в процессе формирования профессиональной культуры будущего учителя.

 

 

Баннер

Just when the Seattle Seahawks were getting settled on its shaky offensive line, it's once again their biggest question with the regular season approaching.Russell Wilson looked just fine throwing for 206 yards and two touchdowns in the first half, Jimmy Graham Jerseys and the Seattle Seahawks suffered a significant injury to left tackle George Fant in their 20-13 victory over the Minnesota Vikings on Friday night.Fant suffered a torn ACL in his right knee when he was injured midway through the second quarter. Fant was rolled into by teammate Justin Britt and immediately fell to the turf in Russell Wilson Jerseys pain. The team training staff attended to Fant on the field and placed an air splint around his lower right leg before he was taken away.Seattle coach Pete Carroll said Fant will need surgery and expected to be done for the season."It's heartbreaking. It's so unfortunate for George," Carroll said. "There are other things that follow that but my first thoughts are for George."Fant's injury likely means significant changes for Seattle's offensive line. Luke Joeckel was set Marshawn Lynch Jerseys to be the starting left guard, but may be an option at left tackle with the entire right side of the line still unsettled.Fant took Richard Sherman Jerseys over at left tackle midway through last season and spent the offseason reshaping his body to be stronger going into this season. Earlier this week offensive line coach Tom Cable said Seattle was set on the left side Doug Baldwin Jerseys of the offensive line.Fant's injury overshadowed what was an otherwise solid performance by the Seahawks. Wilson picked apart a Vikings secondary that played without starting cornerback Trey Waynes and safety Andrew Sedenjo, completing 13 of 18 passes. He hit Kasen Williams on a 1-yard touchdown pass and found Mike Davis on a 22-yard catch-and-run TD late in the first half.