ГБ ПОУ ВО \

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Володина Е.Р. - Новые подходы к проведению профориентационной работы.

Печать

 

Володина Е.Р.- преподаватель

психолого-педагогических дисциплин,

высшая квалификационная категория,

ГБОУ СПО ВО «Юрьев-Польский

педагогический колледж»,

г. Юрьев - Польский

Новые подходы к проведению профориентационной работы.

«Проблема самоопределения есть, прежде всего,

проблема определения своего образа жизни».

С.Л. Рубинштейн

Выбор жизненного пути — вещь серьёзная, если не сказать больше. Значительная часть не реализовавшихся в социальном плане людей никогда не пользовалась услугами специалиста по профориентации. Может быть, само это слово, профориентация, звучит не очень заманчиво?

Профессиональная ориентация — это система социально-экономических, психолого-педагогических и организационных мероприятий, направленных на формирование у молодежи готовности к сознательному выбору профессии, ее распределение по специальностям в соответствии с объективными потребностями общества и государства и способностями личности.

В связи с реализацией стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, когда возрастают потребности регионов в определенных специалистах, профессиональная ориентация молодежи как часть всестороннего и гармоничного развития личности, формирования понимания социальной и профессиональной роли в обществе, приобретает огромное значение.

Проблема организации профориентационной работы для учреждения  среднего профессионального образования еще более актуальна, чем для школы, так как это попытка напрямую повлиять на выбор школьника и затем встретить у себя мотивированного абитуриента, что также является одним из факторов совершенствования системы образования в дальнейшем.

В дополнение, а часто в противовес к традиционным методам профориентации, в отечественной педагогике постепенно стали разрабатываться, так называемые, активные методы или методы активизации профессионального самоопределения,

Основное отличие этих методов от традиционных состоит в том, что благодаря им старшеклассник из объекта постепенно превращается в субъекта своего профессионального самоопределения.

Говоря об основных характеристиках активных методов в профориентации, можно выделить следующее:

- активные методы в профориентации предполагают смещение акцента с профинформации и профдиагностики на анализ и решение профориентационных проблем, так как именно постановка перед подростком проблемы может стимулировать его собственную активность по её решению;

- активизация профессионального самоопределения предполагает включение ценностно-смыслового компонента самоопределения в профориентационную работу. Благодаря активным методам можно развивать новые и трансформировать уже существующие личностные качества подростков;

- активные методы включают в себя активизирующую диагностику, целью которой является не столько получение информации о подростке (что характерно для традиционной психодиагностики), сколько стимулирование его размышлений о перспективах личностного и профессионального самоопределения;

- активные методы предполагают использование интерактивных форм работы, таких как тренинг, дискуссия, ролевая и деловая игра и другие. А, как известно, именно такие формы работы являются наиболее эффективными, особенно для «неподготовленной» аудитории.

В настоящее время преподавателями Юрьев - Польского педагогического колледжа успешно реализуются различные инновационные подходы к проведению профессиональной ориентации.

Интерактивная игра «Шанс» для учащихся старших классов школ города и района, по результатам которой ее победители получают возможность поступления в группу учащихся гуманитарного или естественно-научного лицея на базе педколледжа без прохождения собеседования.

Достаточно высокие показатели результативности имеет реализуемая в период прохождения преддипломной педагогической практики студентами колледжа операция «Абитуриент», в ходе которой со старшеклассниками проводятся систематизированные учебные занятия по специальной программе.

Юрьев-Польский педагогический колледж тесно сотрудничает с образовательно-воспитательными учреждениями области. В течение нескольких лет пользуется популярностью такая форма работы как Школа актива среди старшеклассников г.Кольчугино и района, в программе которой тренинги, методики, игровые программы и упражнения, ориентированные на педагогическую деятельность.

В подростковой и молодежной среде достаточно успешно можно использовать и другие подходы к организации профориентационной работы:

1. Формы взаимодействия со старшеклассниками с целью профориентации:

- анкетирование, тестирование, в том числе компьютерная диагностика склонностей и интересов будущих абитуриентов;

- активизирующие профориентационные опросники;

- консультации школьников и их родителей;

- профориентационные игры, в том числе адаптированные и специализированные «квесты»;

- встречи-консультации преподавателей и студентов с учащимися, родителями и учителями;

- индивидуальное сопровождение абитуриентов.

2. Мероприятия, ориентированные на профессиональную ориентацию:

- Дни и Недели открытых дверей, экскурсии в образовательные учреждения, профессиональные музеи;

- организация тематических конкурсов (например, «Лучший по профессии»);

- организация деятельности профильных кружков и клубов, лабораторий творческой деятельности4

- классы допрофессиональной подготовки – профильные классы с привлечением преподавателей высшего и специального учебных заведений, дополнительные обучающие программы;

- подготовительные курсы на базе профильных учебных заведений;

- «трудовые пробы» (практическое введение старшеклассников в профессию);

- содействие временному трудоустройству в каникулярное время;

- проекты социального партнерства учебных профессиональных заведений с предприятиями;

- мастер-классы от специалистов;

- тренинги, семинары и другие формы практических занятий;

- конкурсы профессионального мастерства студентов с приглашением учащихся общеобразовательных учреждений;

- участие в праздновании российских профессиональных праздников;

- тематические Интернет-конкурсы и викторины;

- организация профессиональных конкурсов «Лучшая профессия»;

- «открытые уроки», выступления на «классных часах» и родительских собраниях в школах, встречи специалистов профессий со школьниками;

- презентации образовательных учреждений в школах, на профильных выставках, ярмарках профессий (совместно с Центрами занятости);

- агитационные акции по набору обучающихся в учреждения профессионального образования («Найди себе ученика»);

- работа с «выездными бригадами» в отдаленные и малонаселенные районы по оказанию помощи в выборе профессии.

3. Формы информационного сопровождения профессиональной ориентации:

- помощь через СМИ (специальные циклы передач, рубрики в периодических изданиях);

- дистанционная профориентационная помощь;
распространение информационных материалов о востребованных в регионе специальностях;

- распространение сборников статей о профессиях;
организация тематических интервью специалистов учебных заведений, публикация материалов об учебных заведениях, в том числе о текущих событиях;

- публикация результатов маркетинговых исследований по ситуации в регионе, отрасли;

- организация консультационных пунктов для старшеклассников и абитуриентов на выставках и ярмарках образовательных услуг;

- проведение лекций, конференций и круглых столов;

- информационное наполнение сайтов учебных заведений, в том числе материалами по профориентации;

- информационное сопровождение совместных проектов между учебными заведениями, предприятиями, организациями;

- профдиагностика, профконсультация, профагитация.

4. Сопутствующие профориентационные мероприятия:

- предметные олимпиады, тематические фестивали;

- КВН, интеллектуальные игры, слеты школьников;

- игровые консультационные методики и др.

Перечисленные выше  формы и методы организации педагогической деятельности в рамках профориентации, на наш взгляд, являются эффективными, в первую очередь потому, что они помогают будущим абитуриентам стать субъектами своего профессионального самоопределения. А это означает, что в таком случае у них может появиться такое важное личностное новообразование, как внутренняя готовность совершать самостоятельный и осознанный выбор, как в профессиональной сфере, так и во всех других важных сферах их жизни. Такой результат, как нам видится, является куда более значимым, чем просто одномоментный акт выбора профессии.

 

 

 

Баннер

Just when the Seattle Seahawks were getting settled on its shaky offensive line, it's once again their biggest question with the regular season approaching.Russell Wilson looked just fine throwing for 206 yards and two touchdowns in the first half, Jimmy Graham Jerseys and the Seattle Seahawks suffered a significant injury to left tackle George Fant in their 20-13 victory over the Minnesota Vikings on Friday night.Fant suffered a torn ACL in his right knee when he was injured midway through the second quarter. Fant was rolled into by teammate Justin Britt and immediately fell to the turf in Russell Wilson Jerseys pain. The team training staff attended to Fant on the field and placed an air splint around his lower right leg before he was taken away.Seattle coach Pete Carroll said Fant will need surgery and expected to be done for the season."It's heartbreaking. It's so unfortunate for George," Carroll said. "There are other things that follow that but my first thoughts are for George."Fant's injury likely means significant changes for Seattle's offensive line. Luke Joeckel was set Marshawn Lynch Jerseys to be the starting left guard, but may be an option at left tackle with the entire right side of the line still unsettled.Fant took Richard Sherman Jerseys over at left tackle midway through last season and spent the offseason reshaping his body to be stronger going into this season. Earlier this week offensive line coach Tom Cable said Seattle was set on the left side Doug Baldwin Jerseys of the offensive line.Fant's injury overshadowed what was an otherwise solid performance by the Seahawks. Wilson picked apart a Vikings secondary that played without starting cornerback Trey Waynes and safety Andrew Sedenjo, completing 13 of 18 passes. He hit Kasen Williams on a 1-yard touchdown pass and found Mike Davis on a 22-yard catch-and-run TD late in the first half.